+7 (499) 394 37 36

Любой опыт положителен - боязнь проигрыша на соревнованиях

Любой опыт положителен - боязнь проигрыша на соревнованияхРодители и тренеры  сталкиваются с такой сложностью, что ребенок не желает принимать участие  в соревнованиях из-за боязни проигрыша. Зачастую, проявление такой реакции  встречается у детей 7-11 лет в период привыкания и  адаптации к соревновательной спортивной составляющей. Не все дети могут быстро в этом разобраться, справиться с волнением и навалившейся ответственностью. Период вхождения юных спортсменов в соревновательный процесс очень важен с психологической точки зрения и требует от тренера и родителей особого внимания. Ведь именно в соревновании детям необходимо проявить стойкость характера и показать всё то, чему они научились на тренировках. А это непросто, особенно, когда речь идет о совсем еще юном спортсмене без опыта.

Рассмотрим несколько причин отказов участия в соревнованиях:

Первая причина:  «Что, если у меня всё пойдет не так?» - внутренние терзания, неуверенность, заниженная самооценка – ребёнок сомневается, что у него получится выполнить движение так, как надо. Для ребенка большой стресс  не оправдать ожидания своего окружения:  родителей, родственников,  тренера, и, самое главное,  свои собственные. Как правило, такие сомнения свойственны  детям серьёзным и ответственным, которые больше всего боятся выглядеть недостойно, и для которых очень важна оценка значимых для него лиц (тренера, родителей).

Вторая причина: «Как быть, если  я вдруг проиграю?» - опасность  поражения, страх оказаться «слабее» соперника, переживания не стать первым («победителем»). В этой ситуации педалирование идет не на сам процесс соревнования, а на конечный результат. Победа оценивается как хороший результат, а поражение – это фиаско и результатом считаться не может. Для детей, с таким типом мотиваций, проигрыш – это трагедия, иногда даже очень большая. Бывают случаи, что они покидают скалодром, рыдая и обещая, что больше не будут заниматься этим спортом. Правда, большинство из них очень любят скалолазание, поэтому, пережив эту ситуацию, они снова рвутся на тренировку.

Секция скалолазания для детей X8    Внутриклубные соревнования по скалолазанию для детей 

Из этих двух видов отказов, мы можем сделать вывод, что главной задачей тренера является воспитание у ребенка правильного отношения к спорту, к самому себе в нем и к соревновательному процессу в целом. Есть вероятность столкнуться с рядом факторов и обстоятельств, которые будут тормозить этот педагогический процесс. Например, семейная ситуация, специфика воспитания ребёнка, родительские ожидания и установки, самооценка ребёнка, особенности его характера и т.д.

Поэтому важно донести до юного спортсмена ряд положительных мыслей:

1. Скалолазание – это увлекательный, интересный спорт. Не важно, успешен ты в нем или не очень,  главное - это заниматься им с удовольствием. Кто им увлечён и понимает, насколько он интересен, добьется успеха и своих личных побед обязательно!

2. В любых соревнованиях, и  по скалолазанию в том числе,  всегда есть победитель и просто участники. Поэтому, отсутствие абсолютной победы  – это не трагедия, а просто неотъемлемая часть любого спорта и процесса обучения. Любой опыт положителен, а проигрыш – это возможность научиться чему-то новому, для спортсмена это особенно важно! Проиграть не страшно. Страшно не сделать правильных выводов и не отработать свои ошибки.

3. Не требуйте от себя и от ребенка слишком многого. Идеального человека не существует. Даже великие время от времени проигрывают, но от этого они не становятся менее великими.

4. Важен не конечный результат соревнований, а то, как прошел сам процесс лазания!

5. В скалолазании всегда надо ДУМАТЬ над той проблемой, которую необходимо пролезть. Можно сделать миллион одинаковых попыток, но не пролезть трассу. А можно обдумать варианты пролаза, и взять финиш с первого раза.

6. Ты не обязан выиграть. Но если подошел к трассе – испробуй все варианты как ее пролезть. И в случае не успеха, обсуди с товарищем или тренером ее решение.

         

Третья причина:  врожденная застенчивость, особенности характера - интроверт. Ваш ребёнок стесняется и потому не желает  принимать участие в соревнованиях. Большое количество незнакомых людей,  не знакомые ребята, родители и взрослые - все смотрят, оценивают. Такая атмосфера по душе не каждому, и для слабой психики ребёнка  может казаться особенно пугающей. Соревнования можно сравнить со страхом публичных выступлений, который встречается не только в детском, но и во взрослом возрасте довольно часто…

В такой ситуации на помощь может прийти только накопленный  опыт. Чем больше принимал участие в соревнованиях, тем спокойнее и увереннее ребенок будет себя чувствовать на подобном мероприятии и, конечно, отвлекающие факторы отойдут на второй план. Для тренера и родителей важно, чтобы дети проявили интерес к самому спорту, увлеклись его сутью и процессом, научились правильно расставлять приоритеты и умели сосредоточиться на самом процессе.

Автор статьи: тренер детской секции скалолазания X8 Степанова Людмила